Разработка концепции общесистемного технического задания

В соответствии с утвержденными нормативными актами Минтранса РФ, основными целями создания АСУ ТК являются:

  1. повышение эффективности управления функционированием и развитием транспортного комплекса РФ;
  2. повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Механизмами реализации системы являются:

  1. применение современных информационных технологий;
  2. формирование единой информационной среды транспортной отрасли;
  3. развитие инструментов:
    1. сбора информации
    2. аналитической обработки информации
    3. поддержки принятия управленческих решений

По результатам разработки Концепции, уточнено что, АСУ ТК – это, прежде всего  система организационного управления развитием транспортного комплекса РФ, автоматизированная система поддержки принятия управленческих решений руководством Министерства Транспорта РФ, его департаментов, агентств, службы.

Поддержка принятия управленческих решений обеспечивается с помощью мониторинга системы  ключевых показателей (СКП) развития транспортного комплекса страны. Система ключевых показателей развития транспортного комплекса РФ - один из главных аспектов автоматизации, основная организационно-функциональная компонента АСУ ТК. Именно на основе мониторинга состояния объектов и субъектов транспортного комплекса, аналитической обработки полученной информации и альтернативных управленческих подходов обеспечивается формирование комплексных целевых программ управления. С помощью СКП осуществляется программно-целевое управление сбалансированным развитием национального транспортного комплекса.

Достоверность, полнота и актуальность информации, лежащей в основе формирования СКП, в основе автоматизации поддержки принятия управленческих решений, обеспечивается созданием в рамках системы Единой информационной среды транспортного комплекса РФ.  Единая информационная среда (ЕИС) – это электронная версия информационного поля, поддерживаемая совокупностью программно-технических средств. 

Основу ЕИС составляют стандартные форматы данных и электронных документов, унифицированные протоколы информационного взаимодействия, опирающиеся на международные протоколы информационного обмена в области транспорта и внешней торговли. ЕИС – это также, специальные регламенты, упрощающие формальности транспортных  перевозок по территории Российской Федерации и стран Таможенного Союза, процедуры специального информационного взаимодействия участников транспортного процесса.

Для организации унифицированного взаимодействия субъектов транспортного комплекса, министерств и ведомств, контролирующих и регламентирующих их работу, международных организаций и ассоциаций в области транспорта и торговли в рамках ЕИС АСУ ТК создается и будет поддерживаться в актуальном состоянии динамическая модель данных и электронных документов.

Данная модель  опирается на разрабатываемый под эгидой Европейской  экономической комиссии ООН (UNECE), стандарт электронных документов в сфере торговли - UNeDocs. Модель интегрируется с моделью данных и электронных документов, лежащей в основе системы электронного представления сведений (ЭПС) ФТС России, должна интегрироваться с аналогичными моделями перспективных информационных систем иных министерств и ведомств, участвующих в работе транспортного комплекса РФ (ИИСВВТ, МИАИС, ЕГИС ОТБ и пр.). Процессная модель данных и электронных документов  – методическая основа АСУ ТК.

Именно на ее основе обеспечивается точное соотнесение всех процессов и функций транспортного комплекса, полнота используемых баз данных и непротиворечивость ключевых показателей и отчетных форм, реализуется формирование единых информационных стандартов  ЕИС АСУ ТК. На базе единых информационных стандартов  ЕИС АСУ ТК организуется взаимодействие всех информационных компонент субъектов транспортного комплекса, в том числе – информационных ресурсов Министерства Транспорта, его департаментов, агентств и службы.

АСУ ТК не подменяет и недолжно подменять собой ранее созданный и функционирующий информационный комплекс. На фундаменте единых корпоративных информационных стандартов ЕИС АСУ ТК осуществляется интеграция всех имеющихся информационных ресурсов для получения актуальной, достоверной и полной информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. Такая идеология позволяет организовать поэтапный ввод в эксплуатацию разрабатываемых компонент АСУ ТК. Устаревшие или малоэффективные информационные ресурсные компоненты управленческого уровня могут быть поэтапно заменены, как в рамках самостоятельных программ развития, так и в согласованных рамках развития АСУ ТК.

ЕИС АСУ ТК позволяет получить альтернативность подхода к развитию системы, поэтапный и постепенный ввод в эксплуатацию информационно-технологических сервисов. Наборы сервисов, реализуемых АСУ ТК субъектам транспортного комплекса, в том числе и управл