ИЛЦ “Аэроград” - статья

Предварительное информирование в пункте  пропуска через государственную  границу РФ в международном  аэропорту "Шереметьево"

 

По инициативе Администрации пункта пропуска через государственную границу РФ в международном аэропорту Шереметьево создано и уже полтора года успешно функционирует Координационное совещание  всех  участников  единого  процесса обеспечения  жизнедеятельности  аэропорта,  и государственных  контрольных  органов,  входящих  в состав  администрации.

Главными задачами, решаемыми Координационным совещанием являются взаимосвязанные задачи упрощения формальностей при пересечении государственной границы и усиления контроля за перемещением пассажиров, багажа, грузов, товаров и транспортных средств при обеспечения заданного уровня безопасности.

Решение этих задач требует эффективной обработки больших массивов информации в ограниченном интервале времени и невозможно без применения современных информационных технологий.

Для  организации  работ в   данном  направлении  в  аэропорту  создана  рабочая  группа, целью  которой  является  анализ  возможностей и путей решения   поставленной  задачи и выработка  реальных  механизмов  позволяющих  двигаться в  этом  направлении.

Важнейшим результатом  работы  группы явилось  понимание  необходимости  создания   и последовательного  развития  информационно – логистического  центра (ИЛЦ), обеспечивающего  информационную  поддержку  стратегической  концепции  обеспечения  работы  пункта пропуска.

Целями создания ИЛЦ "Аэроград" являются:

  • Создание механизма информационно – технического обеспечения  авиационного пограничного  пункта  пропуска (ППП)
  • Создание единого информационно – технологического пространства субъектов, обеспечивающих  авиаперевозки

Главной целью реализации отраслевого регионального информационного центра  является создание и поддержание механизма проведения  в жизнь единой политики   информатизации  и  коммуникации  в интересах  повышения  эффективности  деятельности  всех заинтересованных  юридических и физических лиц.

ИЛЦ "АЭРОГРАД" это:

  • WEB-портал -   www. Sheremetyevo.ru , интегрированный во внешнюю среду
  • Информационные системы, поддерживающие базовые технологические процессы авиаперевозок
  • Предметная база знаний, опирающаяся на международное и российское законодательство

 ИЛЦ обеспечивает интеграцию с существующими стандартами информационного обмена (EDI FACT, CARGO FACT, CARGO IMP, XML EDI и др.).     

Центр работает 24часа 365 дней в году.

Механизмы защиты информации базируются на сертифицированных  решениях партнеров ИЛЦ.

Исполнительный  орган  пункта  пропуска  обеспечивает  нормативно-правовое  пространство на  территории  аэропорта для всех  участников  процесса  обслуживания  воздушных  судов через стандарты, нормативы и другие распорядительные  документы. ИЛЦ, через  процесс оказания  информационных  услуг  участникам,  обеспечивает  аккумуляцию  и  первичную обработку  информации  используемой для  подготовки  и  принятия  управляющих  решений  со  стороны государственных  органов  пункта пропуска.

Структурно ИЛЦ содержит 3  базовых  компоненты:

 

  • Комплекс  сбора и первичной  обработки  информации
  • Комплекс  анализа
  • Комплекс оперативного мониторинга  состояния

Комплекс сбора  и  первичной обработки информации  представлен:

  • Системой предварительного информирования со стороны авиаперевозчиков  по  загрузке прибывающих  воздушных  судов
  •  Экспериментальной Системой предварительного  информирования о товарах и транспортных средствах,  перемещаемых  через  государственную границу РФ
  • Системой идентификации участников  процесса  обслуживания ВС

Первая система  построена  на  использовании  стандартных  отраслевых сообщений,  регламентированных  ICAO, IATA (в частности  по  грузам Cargo IMP).
В основе системы стоит базовое  расписание  аэропорта,   к  каждому рейсу  которого  прикреплен   массив, предварительно поступивших  телеграмм  относительно загрузки воздушных судов. В настоящий момент  Центр  автоматически  обрабатывает:

  • LDM – загрузочная ведомость
  • FFM – грузовой манифест
  • FAW – грузовая авианакладная

Центр осуществляет  первичную  обработку  информации  и предоставляет  ее в  виде, привычном для  конкретного  пользователя (инспектора государственного  органа). При этом  входной телекс  LDM  преобразуется  в электронную форму.

Входной телекс FFM преобразуется  в форму грузового манифеста, а входной телекс FWB  преобразуется в форму авианакладной
Эти формы доступны государственным контрольным  органам для  анализа и 4000 принятия  решений в  рамках  своей  ответственности  в пункте пропуска. В настоящий момент рабочие места  установлены у инспекторов ФПС и Шереметьевской  таможни.

Вторая система  ориентирована на  предварительное информирование  администрации пункта пропуска  о  товарах и транспортных  средствах,  перемещаемых  через  государственную  границу РФ со стороны экспортеров/импортеров и  брокеров. Она базируется на экспериментальных работах   по электронному обмену информацией с таможенными органами, проводимыми по согласованию с Шереметьевской таможней и ФТС России.

Каждый пользователь  может  использовать  данную  информацию  для  решения  своих  ведомственных  задач.

Система  имеет 3 типа интерфейса:

 

  • Внешний интерфейс
  • Интерфейс брокера
  • Интерфейс инспектора

При реализации системы использован  универсальный  свод  данных, необходимых и достаточных  для  реализации процедур  таможенного  контроля  в  режиме   «одного окна» для участника ВЭД. Интерфейсы  реализованы в стандарте XML. Работа системы не затрагивает внутренних  ведомственных технологий, а лишь реализует  процесс  доставки  данных   по любой коммерческой сделке  государственному инспектору  для анализа  и подготовке предварительного  решения по таможенным процедурам.

Экспериментальная система позволяет генерирует грузовую таможенную  декларацию  на  основе универсального свода данных.
Все электронные документы являются объектом исследования  со  стороны  таможенной службы.  Электронная декларация  может быть экспортирована в  любую действующую или перспективную  таможенную  систему.

Экспериментальный модуль государственного инспектора реализует возможность  обратной связи с экспортером/импортером  (например, позволяет запросить дополнительные сведения или уведомить о предварительно принятых решениях).

В настоящий  момент согласован список экспортеров/импортеров и список товаров для апробации технологической схемы и  осуществляется  комплексное тестирование и подготовка  к промышленной  эксплуатации системы на  территории  аэропорта  Шереметьево. 

Третья компонента  комплекса  сбора и обработки информации  -  система  идентификации.

При этом ключевым  становится  понятие  "известности"  объекта (субъекта) системе пункта  пропуска  до начала  воздушной  перевозки.  На принципе известности  строится  дифференциация  технологического комплекса  для различных  групп материальных  потоков. Здесь  появляется  реальная возможность  обеспечения  понятия "зеленый"  и "красный"  коридор.

В состав информационной системы  входят:

• подсистема администрирования
• подсистема предварительной регистрации
 • подсистема  информирования
• подсистема  контроля

Подсистема администрирования формирует  перечни ролей, атрибутов, управление атрибутами, распределением  системно значимых  атрибутов среди  государственных  структур,  обеспечивающих  процесс.

Подсистема начальной регистрации обеспечивает старт процедуры сертификации  после подтверждения серьезности намерений участника. Это закрепляется  договором, участник получает  возможность  оперировать  в  собственном  защищенном  сертификационном  журнале.
Подсистема информирования организует авторизуемый доступ к собственному  сертификационному журналу, где отражаются сведения  об участнике  процесса, его ресурсах и намерениях.  Актуальный журнал -  условие реализации  принципа "известности", "зеленого" коридора и  коротких технологических схем при обслуживании.

Подсистема контроля  обеспечивает сопряжение с ведомственными базами  данных  в режиме запрос/ответ  в интересах  контроля  достоверности  заявленных  сведений, и  принятия  решений  по изменению  текущего  статуса субъекта при  соответствующих  обстоятельствах.

Подготовка  аналитической компоненты  требует  согласования  критериев с государственными органами, оперирующими в пограничном пункте пропуска. Данная  работа  в  настоящий момент  проводится в  рамках  рабочей  группы Координационного Совещания.

Предварительная  информация,  данные  из  системы сертификации  используются  для решения  задач  оперативного  контроля. В  настоящий момент  идет  разработка  и  промышленная  апробация  систем  идентификации, использующий  штрих – кодовые  технологии,  биометрическую  идентификацию  по  радужной оболочке глаз  и  по  отпечаткам  пальцев.

Особое внимание  заслуживает  комплекс услуг, предоставляемых  мобильным терминальным комплексом, обеспечивающим подготовку груза  к перевозке на  складе  отправителя ("ready for carriage") и информирование пункта пропуска о предстоящей отправке.

Данный подход  к реализации ИЛЦ "Аэроград" позволяет:

• решить поставленные  задачи в  условиях ограниченного  финансирования;
• выстроить этапность внедрения;
• осуществить апробацию  в реальных  условиях действующего аэропорта, что  существенно сокращает  сроки внедрения;
• создать  действующий прототип  для  любого  аэропорта.