Круглый стол


Электронное взаимодействие при организации трансграничных логистических процессов. 27 августа 2014г.

27 августа 2014г в Московской торгово-промышленной палате Международный логистический клуб совместно с Комитетом по Логистике Торгово- промышленной палаты Российской Федерации, Гильдией логистических операторов МТПП и Центром интеграции компетенций ИМТК МИИТ провели Круглый стол на тему: «Электронное взаимодействие при организации трансграничных логистических процессов».

В Круглом столе приняли участие около 60 специалистов: участники транспортно-логистического рынка, специалисты ведущих научных школ нашей страны, представители Министерства транспорта Российской Федерации, Евразийской экономической комиссии, Росграницы, представители международных профессиональных объединений, ТПП РФ, прессы.

Круглый стол открыли директор департамента МТПП Александр Маслов и модератор Круглого стола, Заместитель Председателя Комитета по Логистике ТПП РФ, директор Международного логистического клуба к.э.н. Геннадий Викторович Зубаков.

Согласно регламенту и предложениям участников в первой части мероприятия обсудили организационные, методические и технологические вопросы организации трансграничного (международного) электронного взаимодействия в процессах логистики. Во второй части- практические вопросы организации пилотных проектов по апробации инновационных технологий электронного обмена информацией на различных видах транспорта и некоторые прикладные аспекты реализации единой информационной среды и аналитической обработки информации.

Актуальность и значимость темы организации эффективного электронного обмена информацией для развития транспортного комплекса России отметил в своем докладе разработчик «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», директор НЦКТП д.т.н. Олег Владимирович Евсеев. В своём докладе г-н Евсеев подробно проанализировал цели Транспортной стратегии отметив, что формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированной эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности и качества транспортно- логистических услуг, интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны невозможны без решения проблемы организации электронного взаимодействия субъектов транспортно-логистических процессов. Задачи, прописанные в Транспортной стратегии, напрямую связаны с озвученными вопросами. Задача по реализации единой системы и информационной среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта, грузовладельцев, других участников транспортного процесса, таможенных и государственных контрольных органов лежит в плоскости тем, обсуждаемых на Круглом столе. Задачи по созданию интеллектуальных транспортных систем с использованием глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и современных инфотелекоммуникационных технологий, информационных стандартов и унифицированных перевозочных документов (обеспечивающих реализацию высокоэффективных товаротранспортных логистических технологий), по внедрению интеллектуальных транспортных систем на международных транспортных коридорах, технологий планирования и управления транспортными потоками требуют профессионального подхода и инновационных идей. Олег Владимирович подчеркнул, что без этого невозможно реализовать интеграцию в международное транспортное пространство в рамках Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а также в рамках СНГ, ШОС и АТЭС, ОЧЭС и сотрудничества со странами ЕС.

Актуальность рассматриваемых на Круглом столе вопросов для стран Таможенного союза и Евразийского экономического союза отметил в своем докладе «Организация общих транспортно-логистических бизнес-процессов внешней и взаимной торговли – основа формирования стандартов трансграничного электронного взаимодействия» Заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской Экономической Комиссии д.э.н. Максим Анатольевич Асаул. Он рассказал о большой работе, проводимой в Департаментах ЕЭК по организации эффективного информационного обеспечения интеграционных процессов. Г-н Асаул подчеркнул, что основа электронного взаимодействия – это информационные стандарты, опирающиеся на технологии взаимодействия. Описание технологий включает в себя описание реестров и форм электронных документов, описание модели данных предметной области. Особое внимание уделяется описанию Общих процессов и разработке технологических регламентов, определяющих в дальнейшем типовые требования к национальным сегментам. Было дано определение общему процессу. На этапе технологического описания задействуются ресурсы профильных Департаментов, формируется словарь предметной области, согласуются общие бизнес-процедуры в составе процесса, порядок и условия информационного взаимодействия. На примере разработки и согласования Концепции Общий процесса «Информационное обеспечение транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза и Единого экономического пространства», были показаны подходы к описанию технологических процедур общего процесса, принципы их согласования с заинтересованными департаментами ЕЭК и уполномоченными органами власти государств-членов ЕЭП. Максим Асаул подчеркнул, что такой организационный процесс описания Общего процесса, позволил организовать ряд инноваций в области трансграничного электронного взаимодействия, упрощающих сам базовый логистический процесс. В обсуждении доклада участниками Круглого стола отмечена перспективность такого поэтапного подхода. Определение на этапе технологического описания ответственных за реализацию процедур общих процессов и механизмов их оптимизации, унификация необходимой для этого стандартизованной информации, позволяют реализовать электронный обмен данными с однократным их предоставлением. В дискуссии, специалисты подчеркнули распространенность подхода, при котором самые современные информационные стандарты накладываются на «типовые» зарубежные технологии тех или иных логистических процессов без учета различий в нормативно-правовом поле (НПП) и правоприменительной практике. Данная практика, зачастую, приводит к потере времени и неэффективному использованию ресурсов. Озвученная мысль, в дальнейшем стала основной практически во всех последующих выступлениях участников Круглого стола.

Идеологию инновационного подхода к разработке стандартов информационного взаимодействия участников трансграничных логистических цепей поставок, изложил в своем докладе «Возможности и границы унификации национальных процедур в трансграничных логистических процессах» Руслан Леонидович Сиваков, Президент группы компаний ЦИТ. Его выступление и подробные ответы на вопросы в ходе дискуссии были наиболее интересны. Участники Круглого стола увидели порядок реализации принципов формирования единой информационной среды общих процессов внешней и взаимной торговли, унификации информационного обмена для В2В и B2G на практике. По мнению докладчика, использование стандартов, разработанных под эгидой ЕЭК ООН, передовых методологий (UMM) с применением наилучших практик в сочетании с гармонизацией элементов данных, операций и процедур, принципов Открытых систем и национальных правоприменительных практик – основа реализации информационных сервисов трансграничного электронного обмена данными.

Особое внимание участники Круглого стола уделили организационно-управленческим аспектам реализации информационного взаимодействия Логистических процессов внешней и взаимной торговли. Дискуссия по данным, на наш взгляд, наиважнейшим вопросам на форумах по тематике организации электронного обмена B2B, B2C, B2G является уже традиционной. На апрельской конференции по вопросам внедрения «единого окна», организованной ЕЭК и ЕЭК ООН в городе Алма-Ата, участники особо подчеркнули, что без четкой «локализации» терминологии «единого окна» с учетом действующего в странах ЕЭП НПП и правоприменительной практики, без разработки единого понятийного аппарата, устранить сложившуюся путаницу в подходах к реализации передовых мировых практик и реализовать на практике внедрение стандартов «единого окна» невозможно. Данный тезис, так же убедительно, как и на апрельском форуме в Казахстане, озвучил в своем выступлении директор Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» д.т.н., к.э.н., академик РАЕН Захирджан Анварович Кучкаров. Докладчик подчеркнул ряд важнейших моментов, таких как: отсутствие четко определенных, достижимых и измеримых целей; отсутствия системы понятий и терминов, в соответствии с которыми формулируются цели. Г-н Кучкаров настоятельно рекомендовал выстроить целостную и непротиворечивую систему нормативных правовых актов, поддерживающих цели участников трансграничного электронного взаимодействия, в.т.ч. проектах «единого окна», дополнить в системе подзаконных актов, методик, процедур и регламентов (или норм прямого действия), формирующих низовой оперативный уровень. Низовой уровень, по мнению З. Кучкарова, должен логически продолжать стратегию, а не превращать ее в противоположность по известной фразе «хотели, как лучше, а получилось как всегда». Эксперт предложил два принципа, которыми необходимо руководствоваться для успешной реализации проекта. Первый ключевой принцип – «нужно всем находиться не внутри законодательства, а над законодательством, которое противоречиво, разрозненно, ведомственно разношерстно и принципиально не улучшаемо путем так называемого «совершенствования» и «гармонизации»». Второй ключевой принцип – необходимость кардинального изменения технологии нормотворчества, на такую, при которой создается единая концептуальная модель, охватывающая всю область. Далее – единая семантическая сеть понятий, терминов. Нормы деятельности, все правоотношения прописываются уже как «подстрочник» смыслов и целей. Таким образом, сначала гармонизируются понятия и термины, только затем гармонизируется законодательство. В этом случае все накопленные проблемы будут решены целостно, комплексно и однократно. Настоятельную необходимость формирования единого тезауруса и единых организационно-управленческих подходов поддержали все участники дискуссии. Было решено внести это предложение в рекомендации форума.

Убедительной демонстрацией правильных подходов по внедрению мировых стандартов и наилучших практик электронного обмена в существующие бизнес-процессы гражданской авиации стал доклад «ИАТА и международные стандарты электронного обмена на воздушном транспорте» начальника отдела программ по грузовым перевозкам международной ассоциации воздушного транспорта Наталии Пироженко и фактический содоклад регионального директора ИАТА Дмитрия Константиновича Шамраева. Докладчики подчеркнули, что благодаря разумному сочетанию унифицированных технологий, передовых стандартов информационного обмена (XML EDI), национальных особенностей, гражданская авиация является одной из передовых отраслей в части организации унифицированного международного информационного взаимодействия. В докладе отмечены технологические сегменты, программы и направления развития информационных отраслевых стандартов. Специально отмечено направление по информационному взаимодействию субъектов авиатранспортных бизнес процессов в рамках программы ИАТА «Безопасный груз», работы по которому ассоциация собирается проводить совместно со своими стратегическими партнерами.

В коротком и эмоциональном выступлении «Стандартизация и унификация транспортно-экспедиторских бизнес процессов – основа формирования электронного взаимодействия в логистических цепях поставок» заведующий кафедрой Внешнеторгового менеджмента Всероссийской академии внешней торговли д.э.н. профессор Константин Владимирович Холопов выразил главное - в Российской Федерации и странах ЕЭП отсутствует не только единое понимание и терминология логистики, но и, самое главное, отсутствуют единые стандарты транспортно-экспедиторской деятельности. Необходимые законодательные акты, регламентирующие разработанные под эгидой ФИАТА и АЭР стандартные формы экспедиторских документов, и дающие должный статус организатору транспортно-логистических процессов. Участники дискуссии поддержали данный тезис. Отсутствие механизмов обязательной сертификации транспортно-экспедиторских услуг и регулирования транспортно-экспедиторской деятельности приводят к потере рынка в пользу западных конкурентов. Это является основной причиной неэффективной реализации рекомендуемых ЕЭК ООН стандартов информационного взаимодействия в режиме «единого окна». Сами стандартные формы электронных экспедиторских документов уже давно разработаны и находятся в библиотеках ряда профильных ведомств. Игнорирование национальных практик, приводит к тому, что информация в стандартные электронные документальные формы в ряде пилотных проектов по внедрению электронного трансграничного обмена, вносится вручную из разнообразных неунифицированных бумажных форм, что приводит к быстрому выхолащиванию идеи самого взаимодействия. Предложение по регулированию транспортно-экспедиторской деятельности на государственном уровне, также решено внести в рекомендации Круглого стола.

Коротким было и выступление начальника Управления АСУ ТК ФКУ «Ространсмодернизация» Минтранса России Михаила Львовича Ямшанова «Компоненты формирования единой информационной среды транспортного комплекса Российской Федерации», рассказавшего о работах, проводимых по инициативе Минтранса России по внедрению сервисов автоматизированной системы государственного регулирования на транспорте (АСУ ТК). АСУ ТК, по словам г-на Ямшанова, прежде всего, система организационного управления развитием транспортного комплекса Российской Федерации, автоматизированная система поддержки принятия управленческих решений руководством Министерства транспорта Российской Федерации, его департаментов, агентств, служб. Докладчик отметил, что Концепция АСУ ТК в целом отражает подходы к реализации единой информационной среды, высказанные участниками дискуссии. Он подчеркнул, что планируемая конкурсная работа по актуализации Концепции в полной мере должна учесть рекомендации специалистов, принимающих участие в обсуждении проблемы на Круглом столе.

Глубина и основательность проводимых работ по организации трансграничного электронного взаимодействия продемонстрирована в интересном докладе «Принципы обеспечения трансграничной совместимости данных». Доклад участникам Круглого стола представила Главный методолог компании «Центр Информационных Технологий» Александра Сергеевна Шилова. Она постаралась сформулировать проблемы, возникающие в случае организации межгосударственного взаимодействия при унификации форм документов, использовании единых стандартов и правил, централизованном ведении нормативно-справочной информации. Как и кто будет вести эти единые ресурсы и базы данных? Кто будет отвечать за ведение и публикацию единых справочников, за их распространение? Как гармонизировать законодательство разных стран, чтобы ввести единообразные процедуры, и, наконец, начала воплощаться в жизнь концепция «Единого окна»? Существует множество особенностей, требований и ограничений, которые нужно учитывать при описании процессов трансграничного взаимодействия. Требования и ограничения диктуют необходимость разработки методики, регламентирующей процедуры и правила проектирования, описания и развития бизнес-процессов и модели данных трансграничного взаимодействия. Целью такой методики является формирование точного и полного набора требований к реализации информационного взаимодействия, позволяющих обеспечить оптимальный и наиболее эффективный способ обмена данными. В докладе отмечено, что на прикладном уровне многие вещи уже описаны в существующих международных стандартах. Не нужно изобретать велосипед, не нужно заново придумывать из чего должен состоять тот или иной электронный документ. Основы уже заложены, их нужно грамотно адаптировать и учесть специфику правоприменительной практики. В выступлении приведены фундаментальные международные стандарты, лежащие в основе методики. Докладчик подчеркнул - для унификации структур электронных документов, форматов данных, регламентов, стандартов и правил, определяющих интерфейсы информационного взаимодействия, необходимо использовать единую методику, единую модель и единое хранилище, доступное участникам процесса проектирования электронного обмена.

Вторая часть дискуссии на Круглом столе открылась выступлением Директора Департамента таможенного обеспечения Группы компаний «Волга-Днепр» Андрея Борисовича Болдырева «Электронное взаимодействие в транспортной логистике. Проект ускоренной обработки импортных авиагрузов». В своем сообщении он пояснил суть пилотного проекта, инициированного ведущей российской авиакомпанией по организации бизнес-процесса предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации авиационных грузах. Подчёркнута информация о проведении проекта в партнерстве с рядом российских компаний, реализующих отдельные компоненты информационного взаимодействия в части сбора, обработки и передачи необходимой для контроля информации. В дискуссии прозвучало отличие данного проекта от параллельных работ, проводимых по инициативе Министерства Транспорта РФ в рамках проекта «e-freight». Последний демонстрирует усилия государства по внедрению фактически межведомственного проекта электронного взаимодействия по западным технологиям и стандартам, требующим корректировку законодательства под применяемые технологии. Описанный в докладе пилотный проект должен организовать требуемое взаимодействие в интересах конкретной авиакомпании с использованием тех же стандартов, но с максимальным учетом в новой технологии существующих ограничений и правоприменительной практики. В этом принципиальная разница проектов. В дискуссии отмечено, что аналогичный подход в интересах грузового авиационного терминала реализован в начале века в аэропорту Шереметьево, но почему-то забыт.

Логическим продолжением доклада Андрея Болдырева, явилось выступление Генерального директора ООО «Таможенный логистический центр» Владимира Александровича Ткачева на тему «Электронное взаимодействие в транспортной логистике. Организация трансграничного электронного обмена на автомобильных пунктах пропуска Российской Федерации». Член ОС Росграница Владимир Ткачев рассказал о проводимом под эгидой агентства эксперименте по «электронной очереди» в МАПП через государственную границу Российской Федерации. Рассматривая сегменты реализованного в пункте пропуска «Куничная Гора» проекта, он подчеркнул важность целостности рассмотрения «электронной очереди» только вместе с логистическими технологиями предварительного информирования, электронного декларирования, электронного осуществления и учета платежей.

Большой и важной реализованной работе посвящен доклад «Организация электронного взаимодействия с ФТС России на железнодорожном транспорте» Всеволода Анатольевича Титова, Заместитель начальника Управления ОАО «Российские железные дороги». В докладе о проведенном ОАО РЖД эксперименте наглядно показано, как используя качественные корпоративные технологии и стандарты, развитые корпоративные электронные системы компании, унифицированные электронные формы ЕАИС ФТС России в условиях существующего НПП возможно практически реализовать эффективный проект по электронному взаимодействию.

Выступление Заместителя председателя ОС Росграница, Директора проекта Группы компаний «Морской экспресс» Владимира Юрьевича Коростелева «Электронный обмен данными при организации логистических процессов в морских пунктах пропуска Российской Федерации» в основном посвящено рекомендуемой ЕЭК ООН методологии «единого окна» и отличиям от нее в существующей практике информатизации обмена данными в процессах организации перевозок в морских портах. Дискуссия, развернувшаяся по итогам выступления, касалась поднимаемых предыдущими докладчиками вопросов внедрения передовых информационных стандартов по привнесенным технологиям, без учета существующего национального НПП и правоприменительной практики.

Два последующих выступления носили прикладной характер. Доклад «Практические перспективы возможностей трансграничного пространства доверия», который представил участникам Круглого стола Дмитрий Владимирович Корж, Руководитель направления ООО «ЦИТ», показал каким образом можно реализовать перспективный электронный обмен в международных логистических процессах.

Доклад представителя всемирно известной компании «Террадата» Алексея Андреевича Галагана «Возможности организации обработки больших и сверхбольших массивов, данных» продемонстрировал инновационные подходы к процессам организации сбора, агрегирования, хранения и аналитической обработки сверхбольших объемов информации, примеры наилучших мировых практик в области транспорта и логистики.

С завершающим словом к участникам Круглого стола обратился Президент Международного логистического клуба, проректор АНХ и ГС при Президенте Российской Федерации д.э.н. профессор Олег Дмитриевич Проценко. Олег Дмитриевич отметил важность поднимаемых участниками дискуссии вопросов для экономики России и стран ЕЭП. Подчеркнув особую актуальность вопросов создания единой логистической терминологии, старейшина отечественной логистики предложил издать по итогам Круглого стола отдельный научный сборник, направить рекомендации, высказанные в ходе дискуссии в адрес руководства ЕЭК, продолжить дискуссию по поднимаемым вопросам на более высоком уровне с привлечением более широкого круга специалистов и экспертов.

Модератор Круглого стола, Директор МЛК Геннадий Викторович Зубаков предложил продолжить традицию проведения Круглых столов по аналогичному формату, в котором обозначены только крупные блоки для дискуссии. Сложившейся формат поможет преодолеть складывающуюся в последнее время тенденцию превращения круглых столов в своего рода конференции, на которых мнение экспертов не всегда удается услышать. Круглый стол должен служить, в первую очередь, вопросам обозначения проблем, поискам их решения, обмена опытом. Вопросы рекламы и формальных выступлений должны уйти из формата мероприятия.

Модератор предложил провести следующее обсуждение по обозначенным в дискуссии проблемам в конце октября 2014 года под эгидой Комитета по логистике ТПП РФ, согласовав этот вопрос с руководством Комитета.

Директор МЛК, заместитель председателя Комитета по Логистике ТПП РФ

Зубаков Г.В.

Тел. (903) 967 97 45

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Скачать материал

 

Программа круглого стола

Возможности и границы унификации национальных процедур в трансграничных логистических процессах

Асаул Максим Анатольевич

Заместитель директора Департамента Транспортной инфраструктуры, Евразийская Экономическая Комиссия

ИАТА и международные стандарты электронного обмена на воздушном транспорте

Шамраев Дмитрий Константинович

ИАТА. Региональный Директор

Принципы обеспечения трансграничной совместимости данных

Шилова Александра Сергеевна

Главный методолог ООО «ЦИТ»

Проект ускоренной обработки импортных авиагрузов

Болдырев Андрей Борисович

Директор Департамента таможенного обеспечения Группы компаний «Волга-Днепр»

Организация трансграничного электронного обмена на автомобильных пунктах пропуска Российской Федерации

Ткачев Владимир Александрович

Генеральный директор ООО «Таможенный логистический центр»

Организация электронного взаимодействия с ФТС России на железнодорожном транспорте

Титов Всеволод Анатольевич

Заместитель начальника Управления ОАО «Российские железные дороги»

Электронный обмен данными при организации логистических процессов в морских пунктах пропуска Российской Федерации

Коростелев Владимир Юрьевич

Директор проекта Группы компаний «Морской экспресс»

 
Круглый стол

Секция НТС Минтранса 

"Информационная среда взаимодействия различных видов транспорта"

Международный Логистический Клуб

Круглый стол

Тема: "Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения взаимодействия различных видов транспорта,
органов государственной власти и организаций для развития экспортно-импортных и транзитных перевозок по
международным транспортным коридорам"

Список:

От МЛК

Зубаков Геннадий Викторович Директор МЛК,  президент ассоциации авиационной и авиатранспортной деятельности
Домнина Светлана Викторовна Президент Гильдии Логистических операторов
Третьяков Валерий Вадимович   Юристконсульт  Ассоциации Экспедиторов России
Герами Виктория Дарабовна  Зав. кафедрой Логистики МАДИ (ГТУ), д.т.н., профессор
Шишкин Генрих Сергеевич Журнал «Логистика», гл. редактор
Азаров Юрий Федорович  Зам. Директора Московсковской торгово-промышленной палаты
Воронин Владимир Васильевич  Зам. Ген. директора ОАО "Шереметьево-Карго"